Марокканская мозаика: что дали миру моды Марракеш и Касабланка

Королевство Марокко еще в 70-х стало самой привлекательной для европейцев африканской страной. Тогда на берега Атлантического океана потянулись хиппи из разных стран Европы, которых притягивала красочная традиционная культура Марокко. Она похожа на калейдоскоп: финикийцы, греки, римляне, арабы, византийцы — каждый, кто посещал Марокко, приносил с собой новые веяния и детали.

В отличие от многих других стран, это королевство сохранило свои ремесла в традиционном виде. Поэтому в мединах городов Марокко вы и сейчас легко найдете кожевенные кварталы, кварталы, в которых ткут ковры или красят пряжу. Более половины населения страны занимается ремеслами, и большая часть производит вещи, которыми другие марокканцы действительно пользуются в быту.

Целые поколения дизайнеров вдохновлялись марокканскими красками, и это неудивительно: здесь до сих пор пользуются натуральными красителями, которые изготавливают также вручную. Глубокий, почти переходящий в охру желтый цвет тканям и пряже придает шафран, мята красит в зеленый, красный получают из мидий, а из смеси мятного и красного получают коричневые оттенки. Миру моды марокканские цвета «привез» Ив Сен-Лоран, который в 1966 году впервые приехал в Марракеш.

Однажды, в 1976 году, он сказал: «Эта коллекция будет красочной, живой, яркой. Ткани соткут так, как это делают в Марокко. Я не знаю, является ли это моей лучшей коллекцией. Но это моя самая красивая коллекция».

Эти же чистые, насыщенные цвета нам хорошо знакомы по марокканским мозаикам, которые встречаются теперь повсеместно — эти орнаменты можно встретить в дизайне украшений, в принтах, в интерьерах. Кстати, именно орнаменты стали одними из первых «принтов» в истории искусства: художники еще в XV веке вдохновлялись восточными орнаментами для создания первых набивных рисунков на тканях в истории европейской моды. А причина развития именно орнаментного искусства в Марокко проста: когда сюда в XIII веке пришел ислам, вместе с ним пришел и запрет на изображение человека или животных. И сложный повторяющийся рисунок, сочетающий в себе берберский, мавританский и арабский стили, стал альтернативой картинам: им украшали полы, потолки, арки и предметы мебели.

Национальная марокканская обувь — бабуши — очень похожа на остроносые туфли, которые были на пике моды больше десяти лет назад. Это кожаные туфли без задника, обязательно с длинными или загнутыми носами. Сейчас на улицах Касабланки можно найти бабуши всех цветов радуги, но традиционные цвета этой обуви — коричневый и красновато-рыжий. Шьют их исключительно вручную из трех видов кожи: верх — это кожа козленка, внутренняя часть — кожа ягненка, и подошва из кожи теленка.

Вообще кожевенное ремесло — одно из древнейших марокканских ремесел. Столицей кожевников считается северный город Фес, бывшая столица Марокко. Огромные кожевенные кварталы с глинобитными «бочками», уходящими под землю, где и сейчас вымачивают и красят кожи — главная достопримечательность города. Там же кожу сушат и обрабатывают: марокканская кожа считается одной из самых мягких в мире. Специальным прессом на этой коже тиснят орнаменты.

Большой подарок миру моды от Марокко — это традиционные массивные серебряные украшения, которые уже несколько лет заимствуют дизайнеры всего мира. Крупные натуральные камни, граненые серебряные бусины, традиционные восточные оттенки. Такие украшения вы сможете увидеть даже у нас в шоу-руме: среди украшений коллекции Craft Deco есть колье, очень похожие на традиционные марокканские.

Ив Сен-Лоран назвал Марокко вторым домом. Наверное, отчасти эта страна действительно стала в 70-х вторым домом мира европейской моды. А многое осталось на подиумах и сегодня.